Рассказ сайта 74.RU о заводе ДСТ-УРАЛ
0
В корзине пусто!

Закрыть

Рассказ сайта 74.RU о заводе ДСТ-УРАЛ

Рассказ сайта 74.RU о заводе ДСТ-УРАЛ

Рассказ сайта 74.RU о заводе ДСТ-УРАЛ

Наш завод посетил корреспондент информационного сайта 74.RU. Мы провели экскурсию по заводу, рассказали о себе. Хотим подчеркнуть, что это авторский материал корреспондента Артёма Краснова, приводим его без правок и сокращений.

 

Так мог выглядеть ЧТЗ. Смотрим челябинский завод, который бросил вызов тракторному Голиафу

 

ДСТ-УРАЛ до сих пор путают с ЧТЗ, хотя прямой связи нет

 

 

 

 

Рабочие завершают сборку очередного трактора D10 челябинского завода... но не того, которого вы подумали
Рабочие завершают сборку очередного трактора D10 челябинского завода... но не того, которого вы подумали. Фото: Артём Краснов

На заводе в Челябинске осваивают трактора с дистанционным управлением

Поворачивая с улицы Героев Танкограда на Северный Луч, видишь целый паркинг, забитый желтыми тракторами, и первая мысль — это продукция ЧТЗ. Но здесь, наискосок от ферросплавного завода, располагается крупнейший производитель промышленных тракторов в России, независимый завод ДСТ-УРАЛ.

 

Площадку с тракторами хорошо видно на стыке Героев Танкограда и Северного Луча
Площадку с тракторами хорошо видно на стыке Героев Танкограда и Северного Луча. Фото: Артём Краснов

И, глядя на роботов-сварщиков, целый отдел инженеров-электронщиков и тракторы с управлением от смартфона, трудно избавиться от мысли, что в какой-то альтернативной вселенной вот так выглядит современный ЧТЗ. Мы побывали на производстве ДСТ-УРАЛ и постарались уяснить, как Давиду удалось одолеть тракторного Голиафа?

 

Оператор наблюдает, как громоздкая рама трактора сваривается в автоматическом режиме портальными роботами
Оператор наблюдает, как громоздкая рама трактора сваривается в автоматическом режиме портальными роботами. Фото: Артём Краснов

 

 

В 90-х компания ДСТ базировалась в Новосинеглазово и занималась торговлей запасными частями для тракторов, а позже — восстановлением чэтэзовской техники, что было популярным бизнесом для того времени. Впоследствии многие фирмы-ремонтники так и застряли на этой стадии. Почему ДСТ-УРАЛ решил создавать собственный трактор, ведь в начале нулевых, когда промышленность лежала в руинах 90-х, это было рискованной затеей?

 

Выпуск первого поколения тракторов начался сравнительно недавно, в 2007 году. Сейчас завод выпускает уже второе поколение (на фото)
Выпуск первого поколения тракторов начался сравнительно недавно, в 2007 году. Сейчас завод выпускает уже второе поколение (на фото). Фото: Артём Краснов
 

 

 

 

Генеральный директор завода Евгений Горелый объясняет:

— В тот момент было понятно, что бульдозеры ЧТЗ устаревают, во многом из-за наличия механической коробки передач. Это существенно снижает и удобство управления, и производительность трактора. И мы увидели нишу для более современных тракторов с гидростатической трансмиссией, поэтому с самого начала сделали ставку исключительно на нее.

 

 

Насосы (синие) пристыкованы к двигателю: они создают давление в гидросистеме
Насосы (синие) пристыкованы к двигателю: они создают давление в гидросистеме. Фото: Артём Краснов
 
А это гидромотор, преобразующий давление жидкости во вращательное движение
А это гидромотор, преобразующий давление жидкости во вращательное движение. Фото: Артём Краснов

 

 

Механическая коробка передач хорошо известна автомобилистам: крутящий момент здесь передается через наборы шестеренок. Но уже 15 лет назад иностранные тракторостроители начали переход на гидростатику, которая проще и ремонтопригоднее механики. При такой схеме тракторный дизель приводит в движение насосы (по одному на каждый борт), те качают жидкость по трубопроводам высокого давления в гидромоторы, а они через планетарную передачу вращают ведущие звездочки трактора. Система получается простой и очень гибкой, а кроме прочего, хорошо подходит для автоматизации. Поэтому трактора ДСТ-УРАЛ в качестве опции имеют систему дистанционного управления, в том числе с помощью банального смартфона.

 

 

Джойстиковое управление современным трактором полностью электронное, что позволило сделать кабину легкосъемной. Ее демонтаж иногда нужен для транспортировки
Джойстиковое управление современным трактором полностью электронное, что позволило сделать кабину легкосъемной. Ее демонтаж иногда нужен для транспортировки. Фото: Артём Краснов
 

 

Уход от механической трансмиссии в пользу гидростатики сразу же отстыковал продукцию ДСТ-УРАЛ от чэтэзовских тракторов, ключевым элементом которых (и номерной деталью) является задняя часть рамы с корпусом коробки передач. Фактически она и является той «костью» трактора, вокруг которой нарастает остальная машина.

 

Рама трактора в цехе сборки
Рама трактора в цехе сборки. Фото: Артём Краснов

 

У тракторов ДСТ-УРАЛ рама проще и собственной разработки, что позволило компании зарегистрироваться как независимый производитель тракторов. Элементы рамы гнут на специальных станах из магнитогорского проката, а варят преимущественно роботы. И цеха сварки в самом деле впечатляют: отдаленно они напоминают современные автомобильные производства.

 

Металл поставляется с Магнитогорского металлургического комбината
Металл поставляется с Магнитогорского металлургического комбината. Фото: Артём Краснов
 
Цех плазменной резки
Цех плазменной резки. Фото: Артём Краснов

 

 

Лист металла раскраивают с высокой точностью
Лист металла раскраивают с высокой точностью. Фото: Артём Краснов
 

 

 

Огромный стенд для гибки металла позволяет работать с шестиметровыми листами проката. Если до его появления рама сваривалась из отдельных частей, то теперь ее лонжероны цельные
Огромный стенд для гибки металла позволяет работать с шестиметровыми листами проката. Если до его появления рама сваривалась из отдельных частей, то теперь ее лонжероны цельные. Фото: Артём Краснов

 
 

 

Цех крупноузловой сварки: здесь из уголков и листов металла сваривают фрагменты будущей рамы и элементов ходовой части
Цех крупноузловой сварки: здесь из уголков и листов металла сваривают фрагменты будущей рамы и элементов ходовой части. Фото: Артём Краснов
 
Варят в основном роботы
Варят в основном роботы. Фото: Артём Краснов
 
А вот еще один робот паяет в свое удовольствие
А вот еще один робот паяет в свое удовольствие. Фото: Артём Краснов
 
Этот цех сами заводчане называют своей гордостью: здесь происходит финальная сварка рам в автоматическом режиме
Этот цех сами заводчане называют своей гордостью: здесь происходит финальная сварка рам в автоматическом режиме. Фото: Артём Краснов
 
Рабочие здесь лишь закрепляют фрагменты рам струбцинами и прихватывают их сваркой «наживульку». Все ответственные швы проваривает автоматика
Рабочие здесь лишь закрепляют фрагменты рам струбцинами и прихватывают их сваркой «наживульку». Все ответственные швы проваривает автоматика. Фото: Артём Краснов
 
Стенд позволяет закрепить раму целиком и вращать ее под нужным углом
Стенд позволяет закрепить раму целиком и вращать ее под нужным углом. Фото: Артём Краснов
 

 

Сами приспособления для поворота заготовок — собственной разработки ДСТ-УРАЛ. Но роботы, конечно, импортные
Сами приспособления для поворота заготовок — собственной разработки ДСТ-УРАЛ. Но роботы, конечно, импортные. Фото: Артём Краснов

 
Роль рабочего — больше надзирать, чем делать самому. Потому и умения нужны скорее интеллектуальные, чем физические
Роль рабочего — больше надзирать, чем делать самому. Потому и умения нужны скорее интеллектуальные, чем физические. Фото: Артём Краснов

 

 

Завод сразу же ушел и от чэтэзовских дизелей Д-180 в пользу ярославских V-образных моторов ЯМЗ-236 (180 л.с.) и ЯМЗ-238 (240 л.с.). Все перечисленные моторы разработаны еще в 1960-х годах, поэтому в любом случае решение было компромиссным, и сейчас завод увеличивает пропорцию тракторов с уже современными рядными дизелями ЯМЗ-536 (240 л. с.), которые выпускают с 2011 года. А новое поколение тракторов ДСТ-УРАЛ, которое выйдет в ближайшие годы, ориентировано исключительно на рядные дизели, как ярославского производства, так и импортные.

 

 

Рядные дизели ЯМЗ-536
Рядные дизели ЯМЗ-536. Фото: Артём Краснов
 
Современные дизели экономичнее и экологичнее, но и больше напичканы электроникой. Зато межсервисный интервал у них выше вдвое: 500 мото-часов против 250 у <nobr class="_">V-образных</nobr> ЯМЗ
Современные дизели экономичнее и экологичнее, но и больше напичканы электроникой. Зато межсервисный интервал у них выше вдвое: 500 мото-часов против 250 у V-образных ЯМЗ. Фото: Артём Краснов

 

Собственной разработкой является также кабина трактора, все внешние панели и разнообразное навесное оборудование, включая бульдозерные лопаты, рыхлители, краны для трубоукладки и так далее.

 

Кабина в цехе подсборки
Кабина в цехе подсборки. Фото: Артём Краснов

 

Лопата трактора представляет собой слоеный пирог из стальных листов
Лопата трактора представляет собой слоеный пирог из стальных листов. Фото: Артём Краснов

Цех мехобработки и корпуса распределителей гидросистемы трактора
Цех мехобработки и корпуса распределителей гидросистемы трактора. Фото: Артём Краснов

 

В цехе мехобработки работают станки с числовым программным управлением, проще говоря, роботы
В цехе мехобработки работают станки с числовым программным управлением, проще говоря, роботы. Фото: Артём Краснов
Процесс происходит «за закрытыми дверями», но в паузу можно заглянуть внутрь рабочей зоны
Процесс происходит «за закрытыми дверями», но в паузу можно заглянуть внутрь рабочей зоны. Фото: Артём Краснов

 

Из покупных элементов, кроме двигателей, — ассортимент литых изделий (траки, катки, ведущие звездочки) электроника и некоторые элементы гидростатической трансмиссии, например бошевские шестеренчатые насосы.

 

Сборочный цех. Каждый трактор собирают отдельно: здесь никакого конвейера нет
Сборочный цех. Каждый трактор собирают отдельно: здесь никакого конвейера нет. Фото: Артём Краснов

 

Сейчас завод выпускает тракторы второго (для себя) поколения, которые вытеснили первое в период с 2018 по 2020 год. У них другие кабины, оптимизированная гидростатическая трансмиссия (используются в том числе плунжерные насосы), более прочные рамы и множество улучшений помельче, необходимость которых диктовала сама жизнь.

 

Трубоукладчик ТГ-50 с выдвинутым противовесом
Трубоукладчик ТГ-50 с выдвинутым противовесом. Фото: пресс-служба завода ДСТ-УРАЛ

 

 

При этом впечатляет и ассортимент: от сравнительно легкого трактора D9 до монструозного трубоукладчика ТГ-50 с дизелем мощностью 412 л. с.: при массе 66 тонн он способен поднять трубу до 100 тонн.

 

 

 

А это трактор с оборудованием для укладки кабеля

Работает на ocStore
VMS Trucks © 2024