Самосвал IVECO-AMT 753910-10 с колёсной формулой 8х8, согласно спецификации производителя, подходит для перевозки любых насыпных и навалочных грузов, включая скальные породы, по всем видам дорог и местности… Основная специализация «ИВЕКО-АМТ» – строительный и добывающий сектор, тем и объясняется столь великое многообразие.
В этот раз в полузаброшенном подмосковном карьере тестируем, не побоюсь сказать, один из флагманских образцов продукции российско-итальянского машиностроительного предприятия из Миасса. Грузоподъёмность самосвала – 40 тонн при полной массе в 60 т, четыре ведущие оси, 22 кубометра полезного объёма надстройки, 500-сильный мотор. Есть к чему присмотреться.
Никто не будет спорить, что эта машина совсем не для асфальтовой истории. Но даже на относительно ровной грунтовой площадке процесс посадки в кабину напоминает штурм. В общем, очень высоко, но при этом всего три ступеньки, включая нижнюю подвесную, а до привычных поручней далеко как до луны, поэтому хватаюсь за всё, что твёрдое и закреплённое. Но нам ли роптать! Тем более в предвкушении покорённой стихии.
Прежде чем оживут контрольные приборы и заработает на холостых оборотах мощный дизель, уже предаюсь воспоминаниям. После перипетии смены учредителей и обретения самостоятельности предприятия «ИВЕКО-АМТ» в уже далёком 2009-м году серьёзно модернизированная, но давно устаревшая кабина IVECO Turbostar для грузовика бескапотной компоновки осталась и применяется по сей день, внешне всё более отдаляясь от оригинала, но неся в себе тот самый каркас на автомобилях серии «Урал-М» производства соседнего «Автозавода УРАЛ».
А в то же самое время по другую сторону забора на ООО «ИВЕКО-АМТ» наладили производство новой серии кабин от европейских «Траккеров» по полному циклу со сваркой, катафорезным грунтованием и окраской.
После очередного глубокого рестайлинга итальянские грузовики с прошлого года получили приставки HI-LAND или HI-WAY в зависимости от назначения техники. Продукция под маркой IVECO-АМТ российского производства в этой классификации не участвует, поскольку это полностью самостоятельная конструкция хоть и строится на итальянской агрегатной базе, но с собственной рамой, оригинальной ходовой частью и мостами.
Самосвал с буквами IVECO на передней облицовке даже спустя годы смотрится по-итальянски стильно. Интерьер с нотками изящества, но дорестайлинговый. Уральские машины получат прошлогоднюю обновку чуть позже европейских.
Но придираться не следует, всё функционально и местами даже по-своему красиво.
С немецкими автомобилями итальянские точно невозможно перепутать. В архитектуре панели управления отчётливо виден задел на широкое универсальное применение: многие клавиши на «торпеде» и приливе консоли приборов так и остались в самосвале заглушками. При проработке спецификации на самосвальное шасси 8х8 установили короткую двухместную кабину «AD».
Втиснув свою спину в мощные объятия боковой поддержки водительского кресла, устраиваюсь за рулём. Вполне удобно, поехали!
Кнопку управления АКП на пульте с надписью Allison в положение «D», и здоровяк-самосвал плавно разгребает глиняную кашу – ночью прошёл ливень, серьёзно осложнив задачу перемещения по технологическим дорогам карьера. Коллеги на самосвале с колёсной формулой 8х4 откровенно буксуют на малейшем подъёме, а я невозмутимо ползу среди камней, глины и пышно разросшейся летней растительности. Первый круг – пристрелка. Отмечаю, что у нашего IVECO-AMT 753910-10 8х8 очень даже не по-грузовому острый руль – всего 3,5 оборота от упора до упора, плюс ко всему вкупе с цепкой педалью тормоза – это «drivers car»! Так и просится сюда «баранка» несколько меньшего диаметра для быстрого перехвата, но это не положено по требованиям безопасности. Согласно Правилам ЕЭК ООН, рулевое управление обязано сохранять работоспособность и возможность движения при отказе усилителя, в таком случае потребуется довольно крупное рулевое колесо, так как «самосвальщики» хоть и крепкие ребята, но не все из них тяжелоатлеты.
Геометрия передних подвесок приятно удивила относительно малым радиусом поворота для такого гиганта, длиной более 9 метров. Причём использование блокировок не сильно сказалось на манёвренности самосвала. Даже если радиуса не хватает, я могу себе позволить сунуть передок в раскисшую жижу, и выполнить поворот в два захода – 8х8 рулит!
На втором круге предстояло спуститься с крутого уклона, проходящего в насыпи, высотой около 2 метров. Подъезжаю к краю, замираю, осматриваюсь. Плавно перевесившись, качусь вниз, чуть осаживая автомобиль горным тормозом. В конце спуска небольшая площадка, где притаившись за кучами грунта меня ждёт экскаватор на гусеничном ходу.
Экскаватор статичен, и чтобы получить свою порцию грунтового балласта, придётся мне подстраиваться под него. Пару челночных «тёрок» назад-вперёд и ювелирно вписываю 22-кубовое «корыто» ему под ковш. Дело сделано, теперь надо только забраться вверх. Манёвр проходит без осложнений, оставив на память углублённую водянистую колею, старательно разрытую шашечками зубастых шин. Вспоминаю выдержку из заводского описания: «Предназначен для перевозки любых насыпных и навалочных грузов, включая скальные породы, по всем видам дорог и местности». Всё верно…
На работе в карьере вполне хватало 3 ступеней, поскольку трасса изобиловала спусками, подъёмами и поворотами. А вот при прохождении грязевых ям, где открывался 100-метровый прямой промежуток, можно было подняться до V передачи. Проверка замедления на порожней машине со скорости 60–65 км/ч напомнила выражение: встал как вкопанный.
Крутящий момент в 2300 Н·м с 13-литрового двигателя IVECO F3B (он же Cursor 13) с настройкой мощности в 500 л.с. позволяют вытягивать забалластированную машину по уклонам карьера играючи. Напомним основные конструктивные вехи этого силового агрегата. Рядная «шестёрка» с турбонаддувом, турбина изменяемой геометрии VGT. У двигателя 4 клапана на цилиндр и насос-форсунки в системе питания. Кроме 500-сильной версии агрегат поставляют с мощностью 410 или 450 «кобыл».
АКП – широко распространённый гидромеханический автомат Allison 4500. Эта серия коробок передач американского производителя предназначена специально для тяжёлой техники и может иметь 6 (модель 4500) или 7 (модель 4700) ступеней, переваривая мощность до 597 кВт и крутящий момент до 2644 Н.м. Вес агрегата немалый – до 555 кг. Эти КП могут быть совмещены с дополнительными опциями (ретардер, механизм отбора мощности), что позволяет ещё расширить спектр использования. Раздаточная коробка нашего самосвала марки ZF VG2000/396 – двухскоростная, с блокируемым дифференциалом.
Для работы в сложных условиях применена рама с толщиной лонжеронов 10 мм (!) и высотой 309 мм. Планетарные ведущие мосты KESSLER, грузоподъёмностью 20 тонн оснащены блокировками межосевых и межколёсных дифференциалов. Передние мосты этого же производителя – усиленные, грузоподъёмностью 10,5 тонн, без блокировки межколёсного дифференциала. Передние подвески на параболических рессорах с усиленными телескопическими амортизаторами. У первого моста имеется стабилизатор поперечной устойчивости. Задние оси покоятся на балансирной подвеске с V-образными реактивными тягами. На третьей и четвёртой осях есть стабилизаторы поперечной устойчивости. Колёсная база – 4964 мм, расстояние между передними осями 1875 мм, а между осями задней тележки 1490 мм. Передний и задний свесы, соответственно, 1440 и 960 мм.
Работает на ocStore
VMS Trucks © 2024